Важность запуска эксперимента по проверке наличия ОСАГО через камеры остается высокой
По имеющейся у Российского союза автостраховщиков (РСА) информации, в ходе согласования проекта по запуску проверки наличия ОСАГО через дорожные камеры возникли вопросы, которые потребовали дополнительного согласования и времени для корректной работы эксперимента. В связи с этим Министерство финансов РФ выступило с инициативой о продлении срока для подготовки старта эксперимента до 30 июня 2025 года (вместо планировавшейся изначально даты 1 марта).
РСА не является непосредственным участником технологического процесса по запуску системы проверки ОСАГО с помощью камер, однако со своей стороны считает важным, чтобы эксперимент заработал в полной мере.
Данный проект — это социально значимая инициатива. Этот эксперимент реализуется государством в целях защиты прав потерпевших и, в том числе, призван стать индикатором законопослушности гражданина. Также в целях безопасности важно, чтобы при наступлении страхового случая у обоих участников обязательно были полисы. Это позволяет с помощью европротокола быстро оформить ДТП, не создавая пробку и не подвергая водителей дополнительной опасности при нахождении на дорогах. Кроме того, этот эксперимент может стать важным инструментом для выявления мошенников, которые продают поддельные страховки.
По оценкам РСА, 7-10% автовладельцев страны по-прежнему ездят без полиса. И при наступлении ДТП, образцовые автовладельцы вынуждены самостоятельно добиваться возмещения.
Принципы действия эксперимента по проверке ОСАГО с применением дорожных камер, несмотря на перенос срока запуска, останутся прежними. Так, если автомобилист нарушит правила дорожного движения и попадет в объектив камер фото- и видеофиксации, его автоматически проверят на наличие полиса ОСАГО. Если полиса нет, в личный кабинет на портале Госуслуг вместе со штрафами за нарушение ПДД ему придет уведомление об отсутствии ОСАГО. То есть сначала будет приходить только предупреждение и предложение уведомить об ошибке, если полис все же имеется. Эксперимент запускается в том числе для того, чтобы уменьшить количество ошибок, синхронизировать базы ГИБДД и страховщиков, и подготовить граждан. Отлаживать работу будут не менее чем до конца 2025 года.
Если количество ошибок и нарушений будет небольшим, со своей стороны РСА планирует инициировать, чтобы уведомления с конкретными штрафами стали приходить недобросовестным автолюбителям еще до окончания эксперимента.